История создания Хрестоматии Казахской Скрипичной Музыки

История создания Хрестоматии Казахской Скрипичной Музыки«… В 1965 году заместитель министра просвещения Шияб Сагындыкович Сагиндыков вызвал молодого специалиста Кожамкулову Балым на прием. – «Вы дочь знаменитого нашего актера Сералы Кожамкулова?» — спросил он. Балым ответила утвердительно.

– «Знаете, почему я вас пригласил? Вчера, когда вы выступали на телевидении в передаче «Будьте знакомы» я очень был рад узнать что вы закончили музыкально-педагогический институт им.Гнесиных. Именно педагогический. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что меня назначили ответственным за детские музыкальные школы республики, а я строитель. Как вы думаете, с чего нужно начинать?» Подумав, Балым Сералиевна сказала: — « Во-первых нужно узнать уровень преподавания на сегодняшний день. Для этого нужно провести республиканский конкурс детских музыкальных школ. Во-вторых – узнав, какие школы нуждаются в помощи, поехать ведущим педагогам в командировку и помочь на месте, проводя открытые уроки. В-третьих, нужен методический центр, который руководил бы всем этим процессом»

Второй вопрос который задал Шияб Сагиндыкович был – «Что нужно сделать, чтобы включить в процесс преподавания обязательное изучение казахской музыки?» Кожамкулова ответила: «Нужно издать сборник произведений казахской музыки. Я – скрипачка могу этим заняться.» Сагиндыков сказал: — «Я постараюсь «пробить» печатные листы, а Вы готовьте материал для издания.»

Когда Балым Сералиевна возвращалась после встречи, ее сердце радовалось тому, что заместитель министра, довольно пожилой человек, все же не постеснялся посоветоваться с молодой, только что закончившей ВУЗ девушкой и внимательно выслушав, согласился сразу действовать.

Ш.С. Сагиндыков сдержал свое обещание. Он создал методический кабинет по музыкальному образованию, организовал печатные листы для сборников казахской музыки, построил музыкальные школы имени А. Жубанова и К. Байсеитовой, приезжал на концерты Накипбековых, Г. Мурзабековой, А. Мусаходжаевой и.т.д. В то время Балым Сералиевна работала в школе имени К. Байсеитовой, в консерватории и по настоянию Сагиндыкова в методическом кабинете по музыкальному образованию, была методистом. В ее обязанности входило создавать программы для ДМШ по классу скрипки, сборники казахской музыки для скрипки, организовать конкурсы «юных музыкантов» — струнников и ездить в командировки для оказания помощи педагогам — скрипачам ДМШ.

Об издании сборника казахских пьес Балым Сералиевна думала и раньше, когда училась в Москве. А идея эта возникла еще на одном из первых уроков по специальности, когда профессор Михаил Израилевич Фихтенгольц, у которого она училась, сказал:-«Принеси, пожалуйста, ноты вашей музыки, я хочу познакомиться.»

На следующий урок Кожамкулова принесла ноты «Арии» А. Жубанова, написанные от руки на нотном листочке. Балым Сералиевне была неудобно, что ноты не отпечатанные , а написанные (в издании «Камерные произведения композиторов Казахстана» они были изданы без скрипичной партии). Михаил Израилевич сыграл с листа настолько выразительно, что Балым Кожамкулова была потрясена, поскольку такого исполнения «Арии» до этого еще никогда не слышала.

Увидев выражение лица Балым Сералиевны, Фихтенгольц спросил – « Что-то не так?» Балым Кожамкулова ответила – «Нет! Просто я в восторге!» — на что Михаил Израилевич ответил: -«В нотах все написано»…

Чувство неудобства, что казахская музыка напечатана так убого, не давала покоя Балым Кожамкуловой. Еще тогда она решила для себя, что обязательно займется этим после окончания учебы, что она и сделала.

1966 году она обратилась к А. К. Жубанову по поводу включения его пьес «Арии» и «Романса» в сборник. А Жубанов одобрил. Это прозвучало как благословение выдающегося музыканта на создание сборника.

О профессионализме в казахской народной инструментальной музыке, существующем издавна, говорят многочисленные кюи, созданные выдающимися народными композиторами-импровизаторами. Среди них Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Дина, Байсерке, Ыхлас и другие.

Национальный стиль в музыке — категория исторически развивающаяся. При этом возникают свои проблемы.

К примеру, кюй, инструментальный жанр – творение выдающихся кюйши, соединяющий в себе строгие законы формообразования со свободной вариантностью, импровизационным обновлением мелоса. Некоторые существующие особенности национальной музыки, связанные с характерными интонационными оборотами, полиритмикой , содержанием и историей создания пьес, должны найти отражение в исполнительстве. Кроме того, хотелась бы остановиться и на методических пояснениях, определяющих конкретные задачи, которые должны быть решены исполнителями: в конце сборника помещены методические комментарии, которые рассчитаны на помощь в раскрытии замысла и характера пьес.

Расположение пьес в сборнике продумано по степени усложнения исполнительских приемов. Методические комментарии частично раскрывают их, но все внимание должно быть направлено на точность прочтения нотного текста, аппликатуры и штрихов, темпа, создающего характер произведения, на возможность логически выстроить трактовку. Все это имеет отношение к воспитанию профессионализма, благодаря чему звучание народной музыки будет приближено к оригиналу.

В создании первых сборников большую помощь оказал заслуженный артист Республики Казахстан, профессор Иосиф Бенедитович Коган. Он был не только членом кафедры консерватории, но и концертирующим скрипачом. Вместе со своим братом Семеном Бенедиктовичем Коганом они с концертами объездили весь Казахстан. В их репертуаре помимо классики были произведения казахской музыки.

Многие произведения народной музыки Иосиф Бенедиктович обрабатывал для скрипки. В частности, кюй-каприс №3 вошедший в хрестоматию.»

(выдержка из магистерской диссертации «Казахская скрипичная музыка в ДМШ» магистра искусствоведения Т. Таланова)